Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе

Плюсы и минусы дистанционного обученияКоронавирусная пандемия заставила оперативно перестраивать учебный процесс и нарабатывать новые модели. Карантин наравне с экономикой больше всего доставил хлопот образовательной отрасли. Однако учителя быстро сориентировались в непростой ситуации и нашли выход. В современной школе информационно-коммуникационные технологии приобрели развитие, всерьез и надолго поселились в учебных заведениях.

В отличие от городских школ в сельской местности пришлось иметь дело с определенными трудностями. Когда власти объявили о карантинных мероприятиях весной этого года, в школах были срочно проведены заседания педагогического совета, где обсудили формы дистанционного обучения. Положительным моментом стал тот факт, что некоторые учителя уже имели определенный практический опыт. Правда, раньше такая форма работы служила вспомогательным средством, теперь же это должно было стать основным в их деятельности. И если в свое время некоторые коллеги скептически относились к коммуникационным реформаторам, то теперь пользовались их лайфхаками.

Не замедлили с соответствующими директивами и органы управления образованием. Обязали руководство учебных заведений обнародовать управленческие решения по введению дистанционного обучения, на интернет-ресурсах постоянно популяризировали различные онлайн-платформы и цифровые сервисы. Среди учителей оказались самыми популярными Nz.ua Google Classroom, Classtime, Мой класс, На Урок, Ѕкуре, Viber и другие. Быстро промелькнули месяцы напряженной работы в новых условиях, что позволило сделать определенные выводы.

Детям нравится так учиться

Дистанционное обучение – наиболее гибкая и доступная форма получения знаний, но она имеет преимущества и недостатки. В ситуации с вынужденным карантином это оптимальный вариант образовательного процесса.

По отзывам школьников, учиться в домашней обстановке намного комфортнее. Им нравится свободный режим занятий, дома можно сосредоточиться и устроить перерыв в любой момент. Тем не менее, итоги обучения менее продуктивны из-за нехватки живого общения по схеме учитель-ученик.

Самая эффективная форма дистанционного обучения – в режиме реального времени. Однако далеко не все учащиеся проявляют инициативу для такой коммуникации. Главная проблема заключается в том, что, по меньшей мере, пятая часть школьников в сельской местности не имеет возможности получать знания через цифровые носители.

В некоторых учебных заведениях благодаря средствам государственной субсидии уже наладили качественное интернет-соединение. Чего нельзя сказать о доступе к интернету в частных домах, особенно в отдаленных населенных пунктах. К тому же обеспеченность современными средствами коммуникации недостаточна. В процессе дистанционных занятий педагогам пришлось искать оптимальные формы и средства виртуального взаимодействия с учениками: от суперсовременных онлайн-платформ до обычной телефонной связи.

Новая образовательная модель вырисовывается

Педагоги, которые были вынуждены продолжать образовательный процесс в условиях пандемии, уже подвели первые итоги дистанционного обучения. По их мнению, позитив в дистанционном обучении наблюдается, прежде всего, в активизации учеников. Раньше, обучаясь по классно-урочной форме, они пассивно отсиживали учебные часы за партой. Второй плюс дистанционного формата в том, что большинство школьников узнали много нового о возможностях интернет-ресурсов. Учась на расстоянии, ученик всегда может вернуться к переработке сложных заданий, повторно просмотреть видеоуроки, перечитать переписку с учителем, а уже понятный и известный материал пропустить. Главное для школьника — успешно проходить промежуточное и итоговое оценивание.

Во время традиционного обучения учителю не всегда удается оказать должного внимания всем ученикам, если их в классе более 20. Поэтому почти весь материал ученик должен прорабатывать самостоятельно, что требует силы воли, ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Нередко школьникам даже с высоким уровнем знаний не хватает этих качеств. Как показывает практика, даже современные интернет-технологии не заменят живого общения ученика с учителем.

Заметны и существенные недостатки в формате получения дистанционного образования. Школьникам приходится слишком много времени проводить за компьютером, что негативно влияет на здоровье. Кроме того, у детей нет четкого режима работы, многие родители взяли на себя их функцию: учащиеся с посредственным уровнем знаний присылают безупречно выполненные работы, поэтому учителю трудно оценить их реальные знания. Часть школьников не имеет доступа к скоростному интернету, а через мобильный файлы плохо загружаются.

По словам учителей начальных классов, сначала дистанционная форма обучения вызвала некоторое возмущение родителей. Причины разные: некачественный интернет, нехватка средств связи, свободного времени, чтобы помочь детям в обучении. Однако со временем 90% учеников и родителей поняли, что по-другому не будет, и стали выполнять и присылать работы по электронной почте, наладилась обратная связь, без чего успехи невозможны. Обмен учебной информацией осуществляется с помощью Viber, Messenger, WhatsApp, а также в телефонном режиме.

К сожалению, в сельской местности до сих пор не удалось наладить эффективный дистанционный учебный процесс по техническим причинам. Поэтому для лучшего усвоения педагоги присылают детям видео - и аудиофайлы с объяснением.

Нынешний научный прогресс движется с бешеной скоростью, поэтому как учителям, так и ученикам, нужно успевать за изменениями. Дети растут в цифровом мире, и для них не проблема учиться онлайн дистанционно, наоборот, это новое интересное приключение для каждого. Однако считать дистанционное обучение полноценной альтернативой классно-урочной модели нельзя. Образовательные институты должны провести детальный анализ плюсов и минусов, на основе чего можно выстроить новые качественные образовательные стандарты в будущем.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

 

Рекомендуем почитать:

Что делать если учитель занижает оценки?

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить